Общественное обсуждение развития и совершенствования аспирантуры в СПбГУ

Дата публикации:

Общественное обсуждение развития и совершенствования аспирантуры в СПбГУ

Инициатива о развитии и совершенствовании аспирантуры в СПбГУ получила широкую поддержку универсантов. Поступило более 50 положительных откликов и 15 комментариев, более 3 700 просмотров. Участниками обсуждения предложены как конкретные идеи по осуществлению данной инициативы, так и новые проекты.

В числе высказавшихся: Леонид, Степансикова И., Ирина, Армен, Филюшкин А.И., Горбова Е.В., Армен Оганесович, Зайцев А.Н., Шаболтас А.В., Красикова А., Евгений, Шохин А.А., Олег, Алексеева И. и другие.

Предложения, мнения и критика приняты на рассмотрение. Многочисленным участникам обсуждения (универсантам, выпускникам, работодателям, друзьям и партнерам) выражаем благодарность за проявленный интерес, инициативность и обратную связь.

 


 

Все заинтересованные приглашаются высказать свои мнения и предложения о том, какими путями и с использованием каких инструментов наиболее целесообразно развивать и совершенствовать программы подготовки аспирантов в СПбГУ. Основу для дискуссии составляют предложения, подготовленные деканом факультета международных отношений СПбГУ И.Н.Новиковой, доложенные на Деканском совещании 07 апреля 2014 года.

Предложения о развитии аспирантуры СПбГУ декана И.Н.Новиковой.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Закон относит аспирантуру к третьему уровню высшего образования со всеми вытекающими последствиями в виде присвоения квалификации и выдачи диплома. Как эта реформа отразится на российской науке? В обществе идут жаркие дискуссии. В любом случае, очень важно понять – насколько эффективна аспирантура сейчас и что нужно сделать для того, чтобы увеличилось количество аспирантов, доводящих обучение до конца и защищающих кандидатские диссертации.

Согласно сведениям на 31.12.2013 г., картина вырисовывается отнюдь не веселая. За последние годы аспирантуру СПбГУ закончили 5 251 аспирант, из них защитился всего 2121 аспирант (т.е. меньше половины). При этом защитились в срок и того меньше - только 1175 (т.е. примерно 1/5 часть окончивших аспирантуру). Таким образом, с точки зрения защит диссертаций в срок, эффективность аспирантуры СПбГУ равна 22 %.

Во многом успех той или иной защиты зависит от личности научного руководителя. Если проанализировать более внимательно, как обеспечены научным руководством наши аспиранты сегодня, то окажется, что в университете 1037 преподавателей осуществляют право научного руководства. Однако, во-первых, распределение аспирантов идет крайне неравномерно. В 2014 г. 132 НПР не имеют вообще аспирантов, 413 – имеют одного, 237 -2х, 115 – 3х, при этом 4 преподавателя – 10, 5 – 11 аспирантов. Во-вторых, из 1037 научных руководителей 395 вообще не имеют защитившихся аспирантов. При этом научное руководство аспирантами регулярно включается в их педагогические поручения, они получают заработную плату за то, что их подопечные вообще не выходят на защиту.

Для того, чтобы изменить данную негативную тенденцию, необходимы, как мне кажется, следующие меры:

1) введение конкурсных процедур при определении преподавателей (НПР), получивших право научного руководства, т.е. проводить, начиная с 2014 года конкурс на право научного руководства аспирантами, по аналогии с конкурсом руководителей постдоков и аспирантских стипендий. При проведении конкурса учитывать фактическую/потенциальную возможность руководителя/университета для материально-технического обеспечения исследовательской работы аспиранта. Например, имеющиеся гранты на научные исследования. Также должны учитываться такие критерии, как количество защитившихся аспирантов, публикационная активность преподавателя. Конкурс логичнее всего было бы проводить осенью, с тем, чтобы весной каждого года, до начала приемной кампании в аспирантуру, на сайте СПбГУ была бы размещена информация о победивших в конкурсе научных руководителях, сфере их научных интересов, специальности, по которой преподаватель защитил докторскую диссертацию, сведения о публикационной активности и т.д. Студенты, планирующие поступать в аспирантуру, могли бы ознакомиться с этой информацией заранее и выбрать научного руководителя.

2) не назначать в 2014 - 2016 гг. научными руководителями аспирантов тех преподавателей, у кого процент защит за последние пять лет равен нулю при ненулевом количестве аспирантов. В 2016 году допустить этих лиц к участию в конкурсе на право руководить аспирантами.

3) Обязанности, связанные с научным руководством аспирантами, следует включать не только в объем педагогической нагрузки, но в трудовой договор (дополнительное соглашение). При этом предполагается не только обязательный отчет аспиранта, но и его научного руководителя. В случае, если аспирант по результатам такого отчета аттестован, а объем работы, включенный в трудовой договор, руководителем не выполнен - объявлять дисциплинарное взыскание руководителю, которое должно иметь последствия (например, невыплату премий в течение определенного срока времени).

4) для обеспечения п.3 установить постоянную ежемесячную (на очередной год) доплату за руководство аспирантом из средств стимулирующих фондов коллективов факультетов/институтов.

См. также: Счетная палата отмечает низкую эффективность работы аспирантуры

Печать E-mail